Российская академия образования
Институт общего среднего образования
Центр дистанционного образования "Эйдос"


Задание 2.
"Статья".


Прежде чем написать первую строку статьи-задания, я надолго задумалась: что это могло бы быть, как учесть будущего читателя, как точнее выбрать тему и стиль… Чему отдать предпочтение - тому, что интересно тебе или тому, о чем говорит большинство. Помогло внимательное чтение материалов нашей рассылки и визитных карточек участников конкурса "Дистанционный учитель-2000".

Если обобщить, выходит несколько линий:
- техника, тактика и методика ДО,
- авторское право и вопросы идентификации ученика и оценки его знаний (вернее, деятельности),
- нравственное воспитание и новые технологии.

А дальше - вместо ответов - сплошные вопросы. Начиная с самого главного - недостаточной проработанности и самого термина - Дистанционное Образование. Что им считать, что есть системообразующий принцип, где наступает новое качество после простого плюсования традиционного образования с новыми чисто техническими моментами и, наконец, есть ли необходимость в столь глубоком изучении данного феномена. На последний вопрос отвечу с уверенностью "Да", остальные вряд ли можно осветить в данной небольшой статье.

Организаторы конкурса и авторы заданий предлагают "сделать акцент на постановке актуальных для Вас проблем", чем и воспользуемся.

Итак, практику-учителю негоже, да и некогда заниматься всеми вопросами сразу. Посему проблема, как говорят у нас в Одессе "номер раз" - те самые определения, жанровые рамки и терминологическая подоплека ДО. Зачем нужно? Да, в конечном итоге, для той же пресловутой отчетности, в том числе финансовой, для ясности и строгости жанра, для подготовки из "пионеров" сегодня классных и уникальных - даст бог - специалистов завтрашнего дня. Я верю, что и русский Интернет (русскоязычный), и русскоязычное ДО еще скажут свое веское слово в мировом процессе современного образования.

Авторское право. Коллеги в конференции упоминали уже случаи, когда зарубежные авторы тех или иных учебных пособий или программ с радостью воспринимали вопросы о том, что их разработки интересны в России и открывали полный "карт-бланш" на использование тех или иных своих наработок. У меня тоже есть несколько подобных радостных согласий - было бы кому и когда переводить на русский язык, доводить до ума (иногда адаптировать), внедрять и развивать. При этом я понимаю и разделяю позицию этих людей - они воспитаны в культуре, где есть механизмы разделения на коммерческие и некоммерческие дела и проекты. Не в пример нашему миру варварства и пиратства.(и здесь я не рискну написать слово "пока" ибо не верю в то, что правовые механизму в этих вопросах в ближайшем будущем заработают).

Воспитание и новые технологии. Вопрос более чем актуальный и не праздный сразу со многих сторон: и "свято место пусто не бывает", и "рыбак рыбака", и "новая метла", и т.д. Как это делать, в каких масштабах, какими силами - покажет время. Ныне - мне это достоверно известно ввиду тесных личных связей с так называемыми "неформальными педагогами" - идет очень интенсивный процесс выработки нового языка общения с молодежью теми, кто мог бы назвать себя "профессиональными педагогами" (по аналогии с "профессиональный революционер"), когда бы не было опасности вызвать ненужный огонь на себя ввиду размытости у нас рамок этих, по-моему, достаточно разных граней работы с детьми - образования и воспитания. За границей вообще нет этой ниши - и их голод ощутим, но это тоже абсолютно отдельный вопрос.

Остальные вопросы мне кажутся более мелкими и частными. Та же, к примеру, идентификация ученика. Вопрос, конечно, тесно связан с оценкой знаний-навыков или умений-работы и теми, так сказать, материальными благами, которые за этим открываются или нет. К примеру, опыт работы ЦДО "Эйдос", мне кажется, неплохой пример, сочетающий достаточную стимулированность - грамота, рейтинг, имя в Интернете, книги и простые призы, с отсутствием потребности в гонке и ажиотаже - мне сложно представить себе серьезный мотив, дабы заниматься "подставами" или "утками" в данной схеме проведения конкурсов и олимпиад.

Перейдем к следующим рекомендациям организаторов. "В любой теме интересны технологические описания реального опыта с конкретными примерами." Читатель ждет уж рифмы "розы"… Не будем тянуть - плиз …

Личный опыт работы с компьютерными - тогда еще не дистанционным технологиями начался для меня достаточно рано - еще в конце 80-х в Москве благодаря дружбе и сотрудничеству с уникальным, по моему мнению, коллективом единомышленников, командой и проектом "Радуга" (место еще, как говорится, "широко известно в узких кругах" как "Рожбуль" - Рождественский бульвар). Можно попытаться упомянуть и клуб "Компьютер", и фирму "Параграф" - возможно, эти имена кому-то что-то скажут, но наше твердое убеждение, что жизненность, устойчивость и уникальность всей этой затее придавала именно кучка людей, которую именуем "Радугой". Кто знаком с теорией малых групп и неформальных систем, согласится со мной, что команда, живущая более 20 лет - это вам не фунт изюма. При этом их проекты всегда исчислялись десятками, помощники - сотнями, так называемые воспитанники или участники проектов - тысячами. Вряд ли кто-то сегодня вспомнит, но тем не менее - поднимите подшивку "Комсомолки" - первый в СССР детский компьютерный клуб (один из покровителей и "затейщиков" - ныне сражающийся на виду у всего Интернета с Крамником и другими Гарий Каспаров), акции в Загорском детском доме для слепо-глухих детей, одна из первых подростковых экспедиций по следам лагерей "Архипелаг ГУЛАГ" и многое-многое другое. Так вот, эта самая "Радуга" уже тогда принимала участие в сетевых проектах и дистанционных олимпиадах (разумеется, на английском языке). Мне кажется, что и сейчас, будь связь столь же тесной, как во времена Советского Союза, мы могли бы развиваться наперед, тихонько поглядывая в их сторону - BBS, First Class? Logo, Lego-logo для малышей, профессиональная верстка на компьютерах Apple Macintosh, первые детские мультики, - вот лишь немногое, что удалось увидеть и "сфотографировать" в сознании в тот период, когда ни о клубных, ни о школьных, ни о личных компьютерах мы еще и не смели мечтать (для заинтересованных только упомяну, что данная команда имеет непосредственное отношение к первым компьютерам для детей "имени гонорара Г.Каспарова" и спору между Ямахой и IBM, а также двумя глобальными образовательными концепциями - учить програмированию или пользовательскому мастерству…)

"Радуга", и мы вместе с ней, применяли компьютеры и для работы с детьми-инвалидами (все те же слабозрячие, слабослышащие, глухие), и с детьми-маргиналами - воспитанниками детдомов и приютов, и т.д. Именно в "Радуге" общались мы и с великим Сашей Суворовым, когда он тоже постигал азы компьютерной грамотности и впервые вводил с клавиатуры свои стихи .

Примечание: официального сайта у "Радуги", насколько я знаю, нет. Можно воспользоваться http://shdr.child.org/univi/senrus.htm или http://www.altruism.ru (и дальше по контексту).

Следующий уникальный проект - KIDLINK - www.kidlink.org История его вкратце такова: учитель из небольшого норвежского городка Odd de Presno (чье имя наши дети - участники проектов в рамках Kidlink, я думаю, передадут своим внукам) затеял небольшую сеть и придумал набор заданий для своих юных друзей в количестве от 9 до 11 человек средним возрастом от 10 до 12 лет… Сегодня это крупнейшая общественная организация (за термин не ручаюсь - в тонкости их юридического оформления я вникала постольку-поскольку, но уж точно некоммерческая) - имеющая своими спонсорами и членами десятки университетов Америки, Европы, Азии, филиалы и центры в 152 (если цифра не устарела) странах мира и несколько поколений детей, выросших в условиях безграничного - в том числе без языкового барьера - информационного и образовательного пространства….

Походите по их сайтам и обратите внимание: на географию адресов, методическую оформленность и техническую разносторонность и наконец, просто на экологичность в психологическом смысле этого глобального проекта…

Не удержусь, чтобы в очередной раз не запричитать вголос от безуспешности моих лично и ряда друзей попыток затеять полноценнный русскоязычный форум (их термин, неравнозначен общеупотребительному у нас - имеется в виду полноценная и постоянно развивающаяся русскоязычная версия проекта со своими добровольцами и штатными единицами).

Среди знакомых мне досконально русскоязычных проектов я бы упомянула некую "Олимпиаду по Интернету", проведенную моими друзьями из Одессы. Суть была и в том, что вопросы касались сети и сетей, и в том, что все в Олимпиаде было привязано к сети. Меценатами (спонсорами не столь точно) проекта и организаторами собственно выступила фирма-провайдер Paco Links International - старый и проверенный кокретными денежными и ресурсными вложениями друг детского клуба "Версия" и других - ОблУНО, ГорУНО и Дворец Творчества Молодежи подключились позднее, с затяжкой всех сроков и то только под давлением, так сказать, общих знакомых - "для солидности". Уникальное специально написанное программное обеспечение делало олимпиаду доступной любому ребенку города независимо от качества связи и класса компьютера. Победителю, кстати, полагался на тот момент достаточно мощный приз - разумеется, настоящий компьютер стоимостью около 2000 $.

Вопросы строились так, чтобы ответы на них нужно было искать исключительно в Интернете, комплект вопросов был тщательно перемешан и по закону случайных чисел выпадал при следующем соединении другой. По суммме баллов ты мог сидеть в сети много или мало, все равно ограничения на каждый вопрос (которые имели различную стоимость в зависимости от сложности) регулировались той самой программой по случаю олимпиады.

И, наконец, любимые мной ролевые сюжеты, когда в ходе конкурса или проекта ребенку приходится не только проявлять себя как эрудиту и "умнице", но и погружаться в некое новое для него состояние, связанное с ролью, которую ему приходится "примерять на себя" - житель ли это виртуального Острова - проект "Остров" (проводился канадским учителем несколько лет тому назад) или историческое лицо…

Вот и все, собственно. Поскольку не совсем ясен собеседник, дискуссия на поднятые темы может быть продолжена по необходимости.

Уныло смотрю меню Сервис-Статистика, но не увидя там желанных цифр, тем не менее, рискую закруглиться. Сроки жмут да и мысль похоже исчерпана.

До следующих заданий.


(С) Всероссийский конкурс
"Дистанционный учитель года", 2000
http://www.eidos.ru/dist_teacher/index.htm
E-mail: eidos@mailru.com

(С) Краева Р.В.

Хостинг от uCoz